Одной из особенностей цифрового фотоаппарата является необходимость выставления так называемого баланса белого. Это нужно для того, чтобы красный нос вашего соседа по даче получился красным, а не синим, чтобы на свадебном снимке жених преподносил своей невесте белые цветы чистоты и невинности, а не желтые, вестники разлуки, чтобы фуражка на милиционере имела красный обод, а не зеленый, как у лесника.
Что именно надо сделать, чтобы правильно выставить баланс белого, вы прекрасно знаете – об этом написано в руководстве по эксплуатации вашего цифрового фотоаппарата. Как правило, в фотокамере есть полностью автоматический режим – auto, несколько предустановленных режимов, – fine, cloudy, Tungsteen, fluorescent, speedlight, и режим установки баланса белого вручную – «preset». Названия и номенклатура в разных камерах могут отличаться, но суть от этого не меняется.
Как заявляют производители цифровой фототехники (только почему-то не в руководствах по эксплуатации и не в рекламных материалах), ни один из предустановленных режимов, а тем более автоматический режим, не дает абсолютно точной цветопередачи, то есть, попросту говоря, все режимы немножко врут. Это и понятно: предустановленные режимы настроены на определенную цветовую температуру, а реальная цветовая температура источника освещения может от нее немного отличаться. Поэтому в ряде камер есть дополнительные градации для каждого режима. К примеру, от – 3 (для теплых тонов) до +3 (для холодных тонов) для съемки в облачную погоду. Но и их наличие не сильно облегчает жизнь фотографа. Многие фотографы пользуются ручным режимом установки баланса белого, по белому листу бумаги или по любой другой белой (нейтрально-серой) поверхности. Физики объясняют это тем, что белая поверхность почти полностью отражает весь падающий на нее свет, являясь бедным родственником абсолютно белого тела. А, поскольку предполагается, что остальные предметы в данном месте освещаются тем же источником, любое отклонение от действительно белого (5500 К) будет вычтено или прибавлено равномерно по всему полю фотографии, и цвета должны получиться так, как они выглядели бы при дневном свете, а не так, как они выглядят на самом деле.
Эти вещи всем известны, поэтому скажу только, что иногда искусственная стрижка всех видов освещения под гребенку дневного света сказывается отрицательно. Вот вам пример. Ужин при свечах в ресторане с заполняющим светом от ламп накаливания. Введя режим Tungsteen, вы получите снимок: двое странных людей, в дневное время сидят в ресторане в вечерних нарядах и наблюдают, как голубого цвета свеча догорает чуть желтым пламенем.
Когда мы выставляем баланс белого вручную, нам рекомендуют использовать лист белой бумаги. Нас же, любознательных и пытливых фотографов-пейзажистов, интересует вопрос: что будет, если мы выставим баланс белого не по белому листу бумаги, а по красному, синему, зеленому, по любому другому? Можно провести опыты (что и было проделано мной), но запоминать результаты нерационально; лучше вывести закономерность, чтобы потом легко и просто прогнозировать результат.
Немного о теории цвета
Программисты знают, что любой цвет можно представить в формате RGB (Red/Green/Blue), то есть путем смешивания в различных пропорциях трех основных цветов – красного, зеленого и синего. К примеру, пурпурный (magenta) получается при смешивании красного и синего (аддитивное цветообразование), желтый – красного и зеленого, и т. д. Напомню, оттенки получаются в результате изменения яркости цветов. Так, коричневый цвет – оттенок желтого. Смешав красный, зеленый и синий цвета в одинаковых пропорциях, мы получим белый цвет.
Этим пользуются некоторые фотографы.
Установив камеру неподвижно на штатив и сделав три последовательные экспозиции, к примеру, водопада, каждую с разным фильтром (одним из трех основных цветов), получают снимок нормальной тонопередачи, но со множеством красивых разноцветных бликов. Попробуйте сделать это, если ваша камера имеет режим мультиэкспозиции, только не забудьте выставить каждый раз выдержку на одну треть номинала, замеренного через три фильтра, сложенных вместе. Кстати, три фильтра, сложенные вместе, должны давать нейтрально-серый цвет.
С другой стороны, вычитая из белого тот или иной основной цвет, мы можем получить все остальные цвета (субтрактивное цветообразование). Так, вычитая зеленый, мы получим пурпурный, вычитая красный – голубой, а вычитая из белого синий – желтый. Смешав голубой, пурпурный и желтый цвета в одинаковых пропорциях, мы получим черный цвет. Такая схема называется CMYK (Cyan/Magenta/Yellow). Буква «к» указывает на то, что добавляется еще один компонент – черный. И в основном используется при печати.
Теперь обратимся к так называемому «цветовому кругу», хорошо известному художникам. Этот круг построен таким образом, что цвета, расположенные друг против друга, являются дополнительными.
Так, пурпурный цвет является дополняющим к зеленому, зеленый – пурпурному; синий – к желтому, голубой – к красному и т. д. Это имеет большое практическое значение как для цифровой, так и для пленочной фотографии, но об этом чуть позже. Что касается цветов, расположенных неподалеку друг от друга, то по ним видно, какой цвет получится в результате смешивания двух цветов. Например, при смешивании голубого и красного получится фиолетовый, красного и желтого – оранжевый. Знание этих особенностей цветового круга пригодится нам при установке баланса белого нашей цифровой камеры.
Здесь вы видите тот же самый цветовой «круг», но, прямоугольной формы и сгруппированный по дополнительным цветам: цвета справа дополняют цвета слева и наоборот.
Разберемся теперь, насколько важно для фотографа знание дополнительных цветов. Из практики съемки на пленочный фотоаппарат известно: когда мы имеем освещение лампами накаливания желтого цвета, то пользуемся фильтрами синего цвета (80, 82), чтобы получить видимость белого освещения. Посмотрите в табличку – эти цвета являются взаимодополняющими. То есть синий фильтр задерживает желтый цвет. Если же мы снимаем в пасмурную погоду или снежную зиму, рекомендуется использовать фильтры желтых тонов (81, 85). Как видно из таблички справа, они дополняют синий и задерживают именно синие тона. Таким образом, мы видим, что дополнительные цвета нейтрализуют действие друг друга.
Фильтры без светофильтров?
Это возможно
Что происходит, когда баланс белого выставляется вручную? Наводя цифровую камеру на лист белой бумаги в помещении, освещенном лампами накаливания желтого цвета, мы считаем наш лист – белым, потому что на нем ничего не изображено. В этом заключается субъективность восприятия цвета человеческим мозгом: мы не видим цвет, а знаем, какой он. Мы знаем, что трава всегда зеленая, а снег белый независимо от цвета освещения. Кроме того, человеческий мозг быстро адаптируется к изменению цвета освещения. Так, если выйти зимой из помещения, освещенного лампами накаливания, на улицу, можно увидеть неестественно синий снег.
Камере все эти особенности не присущи. Она видит перед собой желтый лист бумаги. Блок матрицы CCD, замеряя уровень желтого тона, определяет, какую именно поправку на цветовую температуру надо произвести, чтобы лист стал белым. И тут получается: для того чтобы нейтрализовать желтый цвет, ей надо внести корректировки в синий канал. То есть камера сама подбирает необходимый светофильтр, правда, этот фильтр реализуется программными средствами. Я более чем уверен, что, даже если вы никогда не занимались шестнадцатиричной арифметикой (цвета в компьютере представлены в формате RRGGBB), вам нетрудно будет понять, что, складывая синий (#0000FF) с желтым (#FFFF00), мы получим искомый белый (#FFFFFF). Для комбинации зеленый плюс пурпурный это будет выглядеть так: (#00FF00) + (#FF00FF) = (#FFFFFF).
Таким образом, если мы установим баланс белого по поверхности или листу бумаги любого выбранного нами цвета, то получим любые предсказуемые цветовые эффекты, то есть набор небольших листов бумаги разных цветов и тональностей заменит нам набор дорогих цветных светофильтров. Задумав установить фильтр какого-то цвета, нам остаеться установить баланс белого по дополняющему цвету.
В любом крупном российском магазине, где продают импортную строительную краску, можно набрать листов бумаги с образцами всех цветов. Обращаю ваше внимание, подходят только матовые образцы, глянцевые будут блестеть на солнце. Выбирайте листочки размером побольше. Если они слишком маленькие, их придется потом наклеивать на картонку по нескольку штук одного цвета вместе. Размер 7х7 см будет более чем достаточен. Не следует гнаться за насыщенными цветами, пастельные тона предпочтительнее. Не забудьте также захватить несколько образцов нейтрально-серого цвета (18%). По тону он выглядит как довольно светлый серый цвет (бетонный забор или облака в пасмурную погоду), а по яркости примерно такой, как тыльная сторона вашей ладони. Эти образцы необходимы для определении нормальной точечной экспозиции по отраженному свету. Чтобы не забыть, какой цвет для какого является дополняющим, нужно бумажки с дополняющими цветами склеить вместе так, чтобы с разных сторон были разные цвета: синий и желтый, голубой и красный, к примеру. Вот, собственно, и все, у вас есть новые бесплатные цветные фильтры.
Использовать такие фильтры при съемке пейзажа несложно. Захотелось вам вместо голубого неба в солнечный денек получить слегка розоватое, то есть подмешать пурпурный оттенок, – пурпурный цвет дополняется зеленым. Достаете пастельно-зеленую бумажку, находите тень и в тени устанавливаете баланс белого по этой бумажке. Снимаете пейзаж, и получаете розоватое небо. Однако помните, что все остальные цвета при этом приобретут пурпурный оттенок. Если у вас нет таких бумажек, а поэкспериментировать хочется, можно установить баланс белого, наведя фотоаппарат на зеленую траву. Правда, сама трава в этом случае слегка обесцветится. Проводя такие опыты на закате, не забывайте, что, хотя вы точно знаете, какого цвета ваши бумажки, они будут иметь желтоватый тон заходящего солнца.
Для установления баланса белого, цветная бумага хороша тем, что дает предсказуемый результат. Однако при необходимости можно использовать и другие подручные средства. Для получения более голубого неба я использовал однажды свой красный свитер, установив баланс белого по нему. Подойдет любая цветная поверхность, и не только поверхность. Попробуйте установить вечером, в час заката, баланс белого по небу, направив фотоаппарат вверх, а потом снимите траву, обязательно поймав в объектив несколько старых, высохших травинок. Результат вы увидите сами. Можно навести баланс белого по голубому снегу. Появятся теплые тона, и уже никто не упрекнет вас в том, что снег получился синим (он будет белым). Ну а в бескрайних дюнах, где один только желтый песок да синее небо, возможности экспериментировать с цветом безграничны. Посмотрите на снимок слева. Баланс белого был установлен вручную таким образом, чтобы притеплить песок, подчеркнуть его цвет. Небо тут не играет главной роли, основное – теплый песок, зной пустыни. Снимок справа был сделан со слегка охлажденным балансом белого, чтобы акцентировать внимание зрителя на небе, в которое нацелены эти мертвые деревья. И о зное пустыни речь уже не идет. Смотрите сами, насколько удалось решить эти задачи, применяя различные настройки баланса белого. Замечу, что эти снимки, как и все остальные, помещенные здесь, сделаны фотоаппаратом Leica Digilux 1 в режиме повышенного контраста и насыщенной цветности.
Применять цветовую коррекцию следует очень аккуратно, гомеопатическими дозами. Я пока вижу только три ситуации, когда изменение тона снимка сильно не испортит его: во-первых, если мы имеем один основной цвет плюс дополнительный черный (к примеру, закат); во-вторых, если снимок состоит из двух цветов, но без белого (как в приведенном выше примере с дюнами), желательно, чтобы эти цвета были дополнительными друг к другу; и в-третьих, при съемке пейзажа в условиях освещения, отличающегося от стандартного дневного (пасмурно, снежно, в косых лучах заходящего солнца). Должен заметить, что то же самое можно сделать средствами Adobe Photoshop. Для этого в пакете Adobe Photoshop Elements вы должны нажать на верхней панели Enhance > Color > Color Cast.
Применение общепринятых светофильтров
Вы, конечно, поняли, что для цифровой фотокамеры ни один из одноцветных фильтров вам не нужен. Сколько цветных бумажек, о которых мы говорили выше, вы сумеете найти, столько же у вас есть бесплатных цветных фильтров. Это одно из преимуществ цифровой камеры перед пленочной. Тем более что сами производители цифровой фототехники утверждают: разница между применением повышающего фильтра серии 80 при съемке в помещении с балансом белого, настроенного на дневной свет и без фильтра, и фильтра с балансом белого по лампам накаливания если и будет, то только в оттенках. Если же вам в помещении надо получить заданный тон освещения, то рекомендуется выставить баланс белого вручную (обычным способом по белой бумаге), а цветной фильтр заданной тональности надевать не на объектив фотоаппарата, а на вспышку.
Особый разговор я поведу об инфракрасном фильтре, RED-25 или R2. Любопытно, как будет выглядеть цветная фотография, снятая с этим фильтром, тем более снятая на матрицу, а не на специальную инфракрасную черно-белую пленку (Kodak HIE, к примеру). Всем известна неспособность черно-белых материалов «различать» красные тона. Как их различает матрица, вы можете увидеть на помещенной фотографии.
Я снял ее, используя следующую методику: баланс белого выставил вручную при надетом фильтре Sunpack RED-25, наводил на белую поверхность (лист бумаги). С этим балансом я снял тот кадр, что слева, с тем же фильтром. Кадр справа я получил безо всякого фильтра и с автоматическим балансом белого. Как видите, изображение стало почти монохромным. Советую провести подобный эксперимент с зеленым фильтром.
Следующим преимуществом ручной установки баланса белого является возможность устранения посторонней тональности в «нецветных» фильтрах. Что я имею в виду? Есть фильтры, которые, не меняя общей тональности кадра, могут изменить отдельные цвета. К таким фильтрам относятся поляризаторы L-PL, C-PL, поляризаторы отдельных цветов Intensifier, Redhancer, Greenhancer, Bluehancer, PolaBlue, PolaYellow, PolaRed и поляризаторы двух цветов Varicolor Blue/Yellow, Pink/Red, Red/Green, Green/Lime. Хочу включить в этот список и нейтральный фильтр ND, который ослабляет освещенность, не меняя цветов. К сожалению, часто эти фильтры имеют посторонний остаточный оттенок, который может испортить фотографию.
Давайте внимательно посмотрим на снимок. Этот пейзаж снят цифровой камерой. При использовании фильтра Cokin 173 (Varicolor Blue/Yellow), который при повороте меняет цвет отражений от желтого к синему, остаточный тон самого фильтра (розовый) передался облакам и траве, причем хорошо заметно, что цвет этого остаточного тона не зависит от угла поворота фильтра. Избавиться от такого неприятного эффекта можно, установив фильтр на объектив и только после этого вручную выставить баланс белого. Этот метод подходит ко всем перечисленным выше фильтрам. Кроме того, на этой фотографии хорошо видно так называемое «цифровое небо», то есть пересвет, молочно-белое небо. Это результат неприменения нейтрально-серого оттененного (градиентного) фильтра. (Про эти и другие фильтры речь пойдет в следующих номерах журнала.)
Раз уж мы заговорили о поляризационных фильтрах, упомяну о еще одном преимуществе большинства любительских цифровых фотокамер (не зеркальных): вы можете использовать с ней любой, даже линейный поляризатор; если в камере нет зеркала, линейный поляризатор не введет автофокусную систему в заблуждение. Говоря о преимуществе, я сравниваю цифровой и пленочный фотоаппараты примерно одной ценовой категории. При съемке с использованием поляризационных светофильтров вам не нужно вводить экспозиционные поправки на них, поскольку экспонометрия производится через объектив – камера учтет все поправки самостоятельно. В заключение хочу отметить, что цифровая фотография не только позволяет в полной мере реализовать ваши идеи при помощи обычных фильтров, но и предоставляет дополнительные, присущие только ей, уникальные возможности. Используйте их – и ваше творчество заиграет новыми красками.
Дмитрий Катков