Как определить предельную выдержку, если фотоаппарат не указывает на возможность появления смазывания изображения (“шевеленки”) при съемке с рук?

    Есть эмпирическое правило: значение выдержки (знаменатель от дроби, которая обозначает длительность выдержки) должно быть больше, чем фокусное расстояние объектива, установленного на фотоаппарат. Например: если фокусное расстояние объектива 100мм, выдержка не должна быть длиннее 1/125сек. В случае соблюдения этого правила Вы практически полностью гарантированы от появления “шевеленки”.
   

При съемке в пасмурную погоду на цветную пленку почти всегда получаются серые неконтрастные фотографии. Почему так получается и как этого избежать?

    Цветная негативная пленка для дневного света рассчитана на использование при определенных условиях. Если Вы снимаете на улице, тогда для достижения нормальной цветопередачи необходимо наличие солнца или легкая облачность (цветовая температура около 5500К). Чем пасмурнее на улице, тем выше цветовая температура (иногда повышается до 10000К). На отпечатке это сказывается отсутствием контраста и иногда появлением голубого оттенка. Если снимаете человека, то проще всего добиться устранения цветовых искажений с помощью вспышки, даже если общего освещения достаточно и вспышка не требуется. Иногда приходится выбирать между серым отпечатком и проработкой фона, т.к. при освещении объекта вспышкой задний фон становится темным (не всегда). Для исправления цветового тона фотографии также используются конверсионные светофильтры. В этом случае контраст остается прежним, но фотография становится «теплее». Сложность использования светофильтров в том, что не всегда можно угадать какой светофильтр необходим. Ориентировочные марки светофильтров (номенклатура HOYA): 81А, 81В, 81С.
   

Снимая на цветную пленку в помещении со вспышкой, изображение получается плоским и не интересным, с резкой тенью за объектом съемки, а без вспышки желтым или зеленым. Как добиться правильной цветопередачи с сохранением естественного светового рисунка?

    Для создания естественного светового рисунка на фотовспышках предусмотрена возможность вращения головки с источником света. В этом случае достаточно направить вспышку в потолок (потолок должен быть белый, ровный и невысокий) таким образом, чтобы отраженный свет падал на объект съемки. Также возможно использование рассеивающих и отражающих насадок. При съемке без вспышки, необходимо использование конверсионных светофильтров. Марки светофильтров (номенклатура HOYA): для ламп накаливания 80А, 80В; для галогенных ламп 80В, 80С. Цветовая температура в лампах накаливания и аналогичных им изменяется в течение срока службы, поэтому подобрать светофильтр абсолютно точно невозможно. После использования светофильтра иногда остается голубой или желтый оттенок, легко устранимый при печати. Если помещение освещено лампами дневного света используются светофильтры (номенклатура HOYA): FL-DAY, FL-W.
   

Что выбрать для макросъемки: макрообъектив, удлинительные кольца или линзы для макросъемки?

    Макрообъектив обеспечивает лучшее качество изображения и удобство использования, но он достаточно дорог, к тому же в любительской практике не так часто возникает необходимость в макросъемке. Кроме макрообъектива возможно использование удлинительных колец или линз для макросъемки. Каждое из этих приспособлений имеет свои достоинства и свои недостатки. Дополнительная линза вносит погрешности в оптическую систему объектива (появляются дополнительные аберрации), но сохраняется светосила объектива. Удлинительные кольца не имеют в своем составе оптических элементов, но из-за увеличения расстояния между объективом и фотоаппаратом несколько падает светосила объектива, что затрудняет фокусировку. Кроме того, из-за не всегда качественного чернения внутренних поверхностей удлинительных колец, возможно падение контраста изображения.